Девять из десяти стартапов обречены – это неумолимая статистика. Неважно, насколько они перспективны и полезны для общества – большинству не суждено найти своего инвестора. На этом рынке хорошей идеей и продуманным бизнес-планом не обойтись: необходимы мощная информационная и материальная поддержка, сильные навыки презентации и нетворкинга, а также просто шанс.

Итак, почему ваш стартап умрет, и что еще может его спасти. По долгу службы я постоянно общаюсь со стартаперами, которые обращаются в  Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и вижу первоочередные проблемы, которые мешают бизнесу двигаться вперед.Прежде всего, нужно понять, что логично выстроенный и выверенный бизнес-план не убережет вас от неудачи – нужно всегда принимать в расчет огромную степень риска компании, которая только начинает делать свои первые шаги на рынке. Но улучшить свои позиции вполне реально. Тут работает только один прием: делать продукт или услугу, которая действительно нужна вашему потенциальному клиенту. Иными словами, перевести фокус с уровня абстрактной логики производственных и бизнес-процессов на уровень потребности людей в том, что вы будете делать.

Один из факторов быстрой смерти стартапа  это невозможность найти своего клиента. К нам часто приходят команды с хорошими идеями, но при этом они никогда не общались с своим "живым" клиентом, и более того, не знают, как к нему выйти. Конечно, такие бизнесы заранее обречены на провал. Подумайте, не забыли ли вы просто поговорить с теми, для кого готовите и тщательно шлифуете свой "инновационный продукт"? Нет? Для того, чтобы устранить эту проблему, мы проводим тренинги для начинающих бизнесменов, где есть упражнения, которые целенаправленно отправляют руководителей стартапов к их клиентам. Это много дает для видения дальнейшего развития проекта: например, одна команда после такого общения решила кардинально поменять бизнес-модель. Поменяла и не прогадала.

Справедливо решив, что многим проектам не хватает взгляда со стороны и обратной связи, а иногда и попросту людей, мы стали проводить "Рабочие выходные Harvest". Это такая “урожайная” бизнес-площадка, где проходит череда мастер-классов и семинаров, на которых "молодые и идейные" работают над своими проектам и встречаются с опытными и успешными предпринимателями, экспертами и сотрудниками ФРИИ. Rentmania, "Будист" — вот только пара примеров, стартовавших именно благодаря площадке Harvest. Формат эффективен и существует уже пятый год — его еще в 2010 году придумала организация GreenFieldProject.

Попасть в акселератор это значит получить и знания, и совет, и деньги. Но нужно понимать, что в акселератор попадают избранные, а "кушать" хочется всем, причем голод этот по большей части информационный и социальный. Harvest и подобные ему площадки — это шанс проверить свою идею на живучесть, спросить реального совета у тех, кто на рынке не первый год. Здесь ищут и находят партнеров, сотрудников, даже будущих инвесторов. Мы, в свою очередь, стараемся отметить среди участников проекты, которые могли бы попасть к нам, во ФРИИ. Сейчас, как раз, идет набор в шестую по счету программу акселерации, поэтому приглашаем всех попытаться стать "избранным". Но чтобы им стать, нужно работать над проектом, общаться, презентовать и строить связи. Причем, прямо сейчас. Потому что ближайшие рабочие выходные Harvest стартуют уже завтра, 27 февраля.

Короткий адрес материала: http://www.dp.ru/103scl

Автор: Дарья Шубина, ФРИИ