bookkeeper-1016299 1280

В отличие от западных коллег, российские предприниматели общаются с налоговой и другими контролирующими органами гораздо чаще, чем один раз в год. Да и отчетности приходится сдавать больше. Поэтому сайты по трудоустройству полны вакансий и резюме с профессией бухгалтер. С ростом бизнеса потребность в таких специалистах увеличивается — появляются выделенные сотрудники для расчета зарплаты, учета основных средств и т.д.

Можно говорить о появлении так называемого «бухгалтерского налога» на предпринимателя — ведь бухгалтер, в отличие от производственного персонала, он не создает дополнительной ценности бизнесу — его наличие в штате увеличивает затраты предпринимателя, причем существенно. Многие руководители считают только расходы на оплату труда, но давайте добавим сюда еще и налоги и отчисления в фонды, аренду рабочего места, мебель, компьютер и оргтехнику, расходы на покупку и обслуживание программ (бухгалтерской, справочно-правовой), связь, Интернет, канцтовары... продолжите сами.

Скорее всего, эти деньги можно потратить с большей пользой — на рекламу нового продукта, новый станок или ценного продавца, но российский бизнес упорно держится за «своего» бухгалтера.

Однако при наличии штатного бухгалтера, у руководителя есть риск оказаться в заложниках у своего бухгалтера – предприниматель слепо доверяет ему «бухгалтерские» вопросы, а потом в результате какого-нибудь форс-мажора (увольнение, конфликт, декрет) оказывается брошенным один на один с налоговой. А согласно новому закону «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года, ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета лежит на руководителе организации.

Ряд предпринимателей выбирают не штатного бухгалтера, а специализированную компанию или внешнего бухгалтера, что больше похоже на подход западных коллег.

Причины обращения к аутсорсерам:

• У предпринимателя нет знаний сфере бухгалтерии, нет желания разбираться в ней.

Александр, владелец посреднической фирмы: «У предпринимателя слишком много забот, чтоб заниматься бухгалтерией, а денег на штатного бухгалтера пока нет. Лучше заниматься своей деятельностью, время дороже».

• Владельцу бизнеса не хочется платить з/п и налоги, аутсорсер выходит дешевле.

Руслан, владелец полиграфической фирмы: «Бухгалтер из агентства никогда не болеет, а если и болеет, то есть замена; не жалуется на свою жизнь и не требует постоянной прибавки или каких-то улучшений».

• Небольшой офис или работа в режиме хоум-офис — нет возможности выкроить и содержать рабочее место.

• Бухгалтер нужен только периодами, нет такого объема задач, чтобы загрузить его на целый день.

Руслан, владелец полиграфической фирмы: «Не хочется платить деньги человеку за то, что он полдня будет пить чай, сидеть в «Одноклассниках». А загруженности на целый день у нас нет».

Выглядит привлекательно? Есть проблемы и у клиентов аутсорсинговых компаний.

Причины отказа от услуг аутсорсинга

По словам самих аутсорсеров отказы от их услуг происходят не так часто. По их оценкам, % продлений составляет порядка 70-85%. Хотя есть все основания полагать, что в реальности он несколько меньше.

Наиболее распространенными причинами отказа от услуг аутсорсеров являются:

• Укрупнение масштаба бизнеса и открытие собственной штатной бухгалтерии

• Ликвидация бизнеса.

• Ошибки аутсорсинговых компаний и частных аутсорсеров.

• Неудобства работы с аутсорсерами. Невозможность получить быстрый ответ на свои вопросы, необходимость ездить и отвозить документы.

Александр, владелец посреднической фирмы: «Надо чтобы бухгалтер был всегда рядом. Потому что возникает часто такая ситуация, что нужно оперативно решать какие-то вопросы, положиться на них. А еще нужно к ним ездить, чтобы привезти документы».

• Выполнение работы не в срок. В случае с неофициальными – их необязательность, привычка уходить в отпуск без предупреждения или исчезать куда-то по личным делам.

• Высокая стоимость услуг.

• Отсутствие индивидуального «человечного» подхода.

Руслан, владелец полиграфической фирмы: «У агентств — формальный подход, нежелание вникать в ситуацию клиента. Например, если ты опоздал с первичными документами, то не стараются даже что-то сделать, чтоб уберечь тебя от штрафа! Или если какой-то документ нужен, то сначала нужно заполнить заявку, а потом через 1-2 дня ты его получишь».

СКБ Контур и Расчетный центр Практик в 2012 году провели собственное исследование рынка для проекта ФИНГУРУ: Поможет с бухгалтерией.

1. Аутсорсинговые бухгалтерские компании

Емкость сегмента и целевая доля. В России насчитывается около 8 тыс. компаний, занимающихся бухгалтерским аутсорсингом. В среднем каждая компания ведет около 40 клиентов. Всего компаний-клиентов официальных аутсорсеров в РФ порядка 300 – 400 тыс. Рынок - не консолидированный. Аутсорсинговые компании, входящие в десятку лидеров рынка занимают от 4 до 0,5% от общей емкости.

Организация бизнес-процессов. Официальные аутсорсеры ведут клиентов разных типов (и по схеме налогообложения, и по количеству операций). Чаще всего бухгалтера в таких компаниях делятся по участкам работ или сферам (например, одни ведут только участок зарплатных отчислений и кадров, другие занимаются только организациями в сфере розничной торговли и т.п.). Еще один вариант организации работы: главный бухгалтер отвечает за несколько предприятий в целом, а его помощники выполняют какие-то отдельные задачи. Встречаются и организации, в которых 1 бухгалтер ведет предприятия «от и до». Однако в большинстве компаний акцент сделан на взаимозаменяемости сотрудников.

В среднем 1 бухгалтер ведет 12 клиентов. Вообще, 1 бухгалтер способен вести 20-30 совсем простых предприятий, или несколько крупных. Так, что цифра 12 это некий усредненный показатель.

Цены. В среднем услуги аутсорсеров стоят порядка 5-6 тыс. в месяц. Однако здесь все зависит от нескольких факторов. Цена формируется исходя из сложности учета: количества пакетов первичных документов, формы налогообложения, количества сотрудников. Мелкие клиенты платят по нескольку тысяч рублей, ежемесячный чек крупных клиентов может превышать 100 тыс. руб.

Типы аутсорсинговых компаний:

«Жирные коты». Крупные компании с выручкой от бухгалтерского аутсорсинга от 2 млн. руб. в месяц или от 24 млн. руб. в год. Их очень немного. На всю Россию лишь несколько десятков таких компаний. Они оказывают полный спектр услуг, в том числе строят сложные схемы оптимизации налогов. Цены на услуги у них значительно выше, чем в среднем по рынку. Их клиенты — крупные компании, зачастую иностранные, которые стремятся не раздувать штат и получать высококвалифицированные услуги.

«Трудяги». Это игроки среднего масштаба, с выручкой от 250 000 рублей до 2 млн. рублей в месяц. Большинство из них имеют выручку 300 000-500 000 в месяц. Эти компании зарабатывают деньги не за счет более высоких цен, а путем повышения эффективности деятельности бухгалтеров. Так выработка на одного бухгалтера у таких компаний может превышать 100 000 рублей в месяц, а в среднем составляет 60 000-90 000 руб. в месяц. Как правило, они не сильно распыляют спектр услуг, предлагают в основном бухучет и юридические услуги. Как правило, ведут более 40 клиентов, разных типов — и крупных, и средних, и мелких.

«Мелкие и начинающие». В среднем такие компании зарабатывают до 100 000 рублей в месяц. Не особенно анализируют свои процессы и бизнес, работают —как работается. Либо еще один тип компаний, который относится к этой группе по финансовым показателям, но другой по типу — это совсем молодые, начинающие компании, которые еще только обкатывают свои процессы и ищут клиентов. Как правило, выработка на 1 сотрудника в таких компаниях составляет до 50 000 рублей в месяц, а в среднем — около 25 000 рублей. Фактически, болтаются на грани рентабельности и тратят почти все, что зарабатывают.

«Карманные». Это компании, по финансовым показателям, как правило, ближе к «Трудягам». У них принципиальная схема заработка другая: есть один крупный клиент, чаще всего группа компаний. Обычно собственники выделяют бухгалтерию в отдельное внешнее подразделение. А бухгалтеры начинают «добивать» объем, находя мелких клиентов. Если, убрать у них крупного клиента, то останется «мелкая» компания со стихийными бизнес-процессами.

2. Аутсорсеры-фрилансеры

Емкость сегмента и целевая доля. По нашим расчетам в РФ около 100 000 бухгалтеров, занимающихся фрилансом и около 500 000 предприятий, обслуживаемых ими (их клиентов). Фрилансеры больше работают с мелкими и средними компаниями (крупных клиентов со сложным учетом у них менее 5%).

Цены. Нельзя сказать, что «серые аутсорсеры» берут за свои услуги меньше, чем официальные. Цена формируется скорее исходя из сложности учета (количества «первички», формы налогообложения, количества сотрудников), чем из типа аутсорсера.

Типы фрилансеров:

«Начинающие» ведут несколько простейших клиентов, для того чтобы набраться опыта, или заработать на «заколки».

«Зарабатывающие» берут разных клиентов, хотя также отдают предпочтение более простому учету. Рассматривают эту деятельность, как полноценную работу.

А что на Западе? В качестве примера приведу две компании: Datev (Германия) и ADP (США).

DATEV

Оборот компании — 698,6 млн. евро, численность сотрудников — 5,850 человек, численность членов ассоциации — 39,760 человек. Компания представляет собой кооперативную ассоциацию профессиональных бухгалтеров, которые оказывают услуги по расчету и сдаче налоговой отчетности, ведению бухгалтерии и предоставлению юридически-правовой поддержки бизнеса. Бизнес-модель построена на принципе гибкости процессов и технологий. Каждый аудитор, бухгалтер и консультант по сдаче налоговой отчетности имеет право на свой собственный подход и показатели эффективности, выбор типа клиентов. Предложение включает в себя модульную систему, состоящую из программного обеспечения, методологии оказания услуги и обработки данных. Профессиональный бухгалтер может вступить в ассоциацию и пользоваться методологией и инструментами для ведения своего бизнеса под своим именем (брендом). Данные клиентов вводятся в веб-систему в офисах на местах и передаются в дата-центр DATIV. После сдачи налоговой отчетности сотрудниками дата-центра, налоговые отчеты клиентов пересылаются электронным путем обратно в офисы бухгалтеров для передачи клиенту.

ADP

Компания входит в список Fortune 500 Companies под номером 257. Оборот компании — 9,9 млрд. долларов, численность сотрудников — 51 000. Компания предоставляет услуги предприятиям крупного, среднего и малого бизнеса в области аутсорсинга кадрового учета, бухгалтерии, налоговой отчетности. Отличительная особенность компании — это предоставление возможности открытия своего бизнеса по аутсорсингу кадрового учета и ведения бухгалтерии на основе технологий компании. Профессиональный бухгалтер может купить право пользования веб-системой ADP, которая включает в себя все инструменты для ведения подобного бизнеса – ввод и хранение данных клиентов, расчет заработной платы, налогов, пенсионных отчислений, отчислений по социальным льготам, а также инструменты для управления самим бизнесом, такие как ведение реестра клиентов, статуса их активности, процедур отчислений за сами услуги аутсорсинга. Любой желающий может купить право пользоваться методологией и инструментами и вести свой бизнес по оказанию услуг аутсорсинга бизнес процессов.

Видимо, пока российский предприниматель еще не получил «идеального» удаленного бухгалтера, но потенциальные лидеры на этом рынке уже активизируются.

 

Смотреть статью в источнике: Какой бухгалтер нужен малому бизнесу?